Утилизация железнодорожных шпал

Железнодорожные шпалы относятся к тому виду предметов, утилизация которых представляет большие сложности. Деревянные шпалы, пропитанные разнообразными антисептиками, ацетоном, креозотом, карбоновым маслом практически не поддаются рациональному уничтожению. Казалось бы, что проще – сжечь дерево. Но при его сгорании в данном случае в атмосферу высвободится невероятное количество всех этих вредных веществ.

Использовать эти шпалы где-то в другой сфере тоже нельзя, потому что пропитка никуда не денется, а дышать этими веществами человеку нельзя. Не пропитывать шпалы тоже нельзя, иначе ни одна из них и года не продержится. Их просто сгноит дождевая вода, снега и съедят паразиты, питающиеся древесиной.

Проблема по утилизации деревянных шпал

По этим причинам утилизация шпал представляет собой настоящую проблему современной цивилизации. Особенно остро стоит эта проблема в крупных странах, чьи гигантские (в общем-то, никому не нужные), просторы покрыты железнодорожными путями безумной протяженности. К таким странам относятся Россия, США, Китай, Индия, Канада, Бразилия (в общем, самые крупные страны мира). В Австралии, правда, быстро поняли, что автомобили движутся быстрее, чем поезда и проложили автомобильные трассы, а не железные дороги. Там они, конечно, тоже есть, но не в таком количестве.

Что же делать тем странам, которые из жадности захватили больше территории, чем нужно для жизни? Получается, что все свободное от населенных пунктов и сельхозугодий пространство – это просто излишнее препятствие для сообщения между населенными пунктами.

Учитывая, что каждый год производится ремонт тех или иных участков железнодорожных путей, то с каждым годом становится все больше никому не нужных шпал. Учитывая происходящее, сам собой напрашивается вывод, что и утилизация шпал должна происходить максимально быстро.

Способы уничтожения отработанного материала

Самыми современными и быстрыми способами уничтожения отработавших свое шпал являются газификация шпал и пиролиз. Газификация шпал – это достаточно сложный физико-химический процесс. Причем деревянные шпалы обрабатывают кислородом таким образом, что они превращаются в горючие газы.

Пиролиз шпал – противоположный процесс. Они полностью изолируются от кислорода, попадая, фактически, в вакуумную среду. При помощи очень высоких температур их подвергают термическому разложению. Этот метод идеален для шпал, обработанных карбоном. Также этот способ утилизации хорошо тем, что весь процесс производится в герметичном, закрытом помещении и вредные для окружающей среды вещества успевают нейтрализоваться сначала под действием высоких температур, а затем с помощью специальных фильтров.

Этапы утилизации

Но утилизация шпал – тяжелый процесс, и его временами приходится производить в два этапа, для полной гарантии уничтожения старых шпал:

  1. Первый этап – обработка материала химическими реагентами, в задачу которых входит связывание и нейтрализация креозота;
  2. Второй этап – непосредственное сжигание уже обезвреженной древесины методом пиролиза в герметичном помещении.

Как мы видим, креозот делает процесс утилизации шпал более трудоемким, поэтому имеет смысл обрабатывать их исключительно каменноугольным маслом (карбоном, карбонатом).

Исследование трехгодичной давности доказали, что попытка обработки шпал органическими веществами провалилась – они не смогли защитить шпалы ни от холода, ни от ветра, ни от влаги, ни от древесных паразитов. Все эти факторы за два года превратили опытные образцы деревянных железнодорожных шпал в трухлявую рыхлую массу, по которой уже никак нельзя было пускать поезда.