Переработка и утилизация моторных масел

Моторное масло представляет собой специальное химическое вещество, основным предназначением которого является смазывание подвижных деталей силовых агрегатов внутреннего сгорания. Моторное масло существует в таких модификациях:

  1. Предназначенное для смазывания исключительно бензиновых двигателей;
  2. Предназначенное для смазывания исключительно дизельных двигателей;
  3. Универсальные моторные масла, которые могут быть использованы для обоих типов силовых установок.

В данное время утилизация моторного масла является приоритетной задачей, так как отработавшее свой рабочий ресурс вещество представляет собой значимый источник загрязнения окружающей среды. По своему объему он превышает как сбросы, так и аварийные потери, происходящие в процессе добычи, переработки и транспортировки нефти. Именно поэтому для предотвращения чрезмерного загрязнения окружающей среды, требуется эффективная и, что немаловажно, соответствующим образом реализуемая утилизация моторного масла или частичное восстановление его технических характеристик для последующего повторного использования.

Требования к сбору и хранению масла

Машинное моторное маслоТребования к сбору и хранению моторного масла заключаются в том, что, во-первых, все отработавшие рабочий ресурс моторные масла должны собираться и сортироваться отдельно от каких либо других видов отходов. А во-вторых, процедура сбора данного вещества должна исключать попадание в него, каких-либо токсичных веществ, а также растворителей, смазок, красок, жиров, лаков и прочих химических элементов. Помимо этого, утилизация моторного масла предусматривает полное исключение смешения отработанного вещества с такими жидкостями как: бензин, дизельное топливо, мазут, нефть и керосин.

Основными задачами сбора отработавшего масла являются сохранение окружающей среды, а также его регенерация с целью сохранения ценного сырья и его вторичного использования. Однако на данный момент на территории СНГ собирается более 1,5 миллиона тонн отработавших масел, из которых подлежит переработке не более 0,25 миллиона тонн, что составляет не более 15% от общего количества. Отчасти это обусловливается тем фактом, что выполнять восстановление отработавших масел вместе с нефтью нельзя, так как присадки, входящие в состав моторных масел, провоцируют сбои в работе нефтеперерабатывающего оборудования.

Отстаивание

Процедура отстаивания масла заключается в процедуре естественного вывода в осадок, содержащихся в масле механических частиц и воды посредством земной гравитации, что делает этот метод самым простым для восстановления технических характеристик масла. Данный метод, в зависимости от уровня загрязнения вещества и времени, необходимого для его отстаивания, может использоваться как самостоятельный или как предварительный с последующей фильтрацией и центробежной очисткой отработавшего масла. В качестве главного недостатка данного метода можно отметить продолжительность времени, необходимого для полного оседания частиц, и возможность удаления из масла только крупных частиц размером от 50 до 100мкм.

Фильтрация

Утилизация моторного масла методом фильтрации заключается в процедуре извлечения из масла механических частиц и смолистых примесей посредством пропускания сырья через изготовленные из таких материалов как:

  • Утилизация моторного маслаткань;
  • бумага;
  • керамика;
  • композиционные материалы;
  • войлок;
  • специальные сетчатые или пористые фильтры.

Центробежная очистка

Данная процедура заключается в разделении различных фракций неоднородных смесей посредством центробежной силы, генерируемой специальными центрифугами, что делает данный метод переработки масла самым эффективным и высокопроизводительным.